На протяжении многих веков Балканы представляли интерес для наиболее влиятельных игроков мировой политики. В контексте происходящих сегодня глобальных процессов (евроинтеграции, миграционного кризиса, геополитического противостояния между Россией и Западом), регион вновь выходит на повестку дня крупных дискуссионных клубов, ему посвящаются аналитические статьи и доклады. В целом, если мы проведем поверхностный анализ сообщений, касающихся описываемого региона, то мы увидим, что основное внимание, по крайней мере, в нашей стране, уделяется таким странам бывшей СФРЮ как Сербии, Черногории, в какой-то степени Боснии и Герцеговине, а также другим странам Балканского полуострова, таким как Болгария, Греция и Румыния.

В этой связи, считаю необходимым заметить, что внимание российских средств массовой информации и аналитиков должно быть всецело приковано ко всем тем государствам, которые еще не вступили ни в ЕС, ни в НАТО. Поэтому в этих странах, формально и фактически, у России еще остается поле для политического и дипломатического маневра, целью которого может стать построение внеблокового и нейтрального по статусу пространства в регионе. Одним из таких государств является Македония.

Говоря о двусторонних отношениях между Москвой и Скопье, необходимо заметить, что Россия стала первой из стран-членов Совета Безопасности ООН, которая признала 4 августа 1992 г. Республику Македонию под ее конституционным наименованием. Дипломатические отношения между Россией и Македонией были установлены в январе 1994 г. К сожалению, 90-е годы для бывших югославских республик характеризовались полосой глубокой нестабильности, межэтническими конфликтами и ослаблением торгово-экономических связей. Россия стремительно теряла свои позиции в регионе, где практическивсеключевые позиции оказались под контролем ЕС и НАТО. То же можно сказать и о Македонии, однако с приходом к власти в России президента В.В. Путина,развитие наших двусторонних отношений стало постепенно демонстрировать положительную динамику. В ходе конфликта в 2001 году на севере Македонии между албанскими сепаратистами и центральными властями республики, Россия однозначно заняла позицию поддержки македонского руководства. Именно начиная с 2001 года, мы можем наблюдать возрастающую динамику встреч на высшем и высоком уровнях, а также улучшение ряда торгово-экономических показателей. Так, по данным ФТС России, внешнеторговый оборот РФ с Македонией в 2014 г. составил 148,2 млн. долл. Подавляющую долю российского экспорта составляют товары ТЭКа, в македонском экспорте преобладают лекарственные препараты, запчасти к автомобилям, вино и табак. Для сравнения, тот же самый показатель по состоянию на 2002 год составлял всего лишь 75,6 млн. долл.

Итак, как мы можем отметить, что сотрудничество с Македонией постепенноразвивается в положительном для двух государств направлении. Но в 2015 году произошли определенные события, которые поставили под угрозу не только возможность осуществления глобальных энергетических проектов («Южный Поток»и «Турецкий поток»), но и территориальную целостность и стабильность Македонии. 9 мая 2015 г. группа албанских боевиков напала на македонских силовиков в городе Куманово. По некоторым данным, боевиков насчитывалось от 40 до 70 человек. В результате боев 14 боевиков были убиты, 30 сдались властям. Стражи порядки потеряли 8 человек убитыми, ранеными около 37 сотрудников. Этот инцидент стал самым крупным столкновением на территории Македонии после 2001 года, связанный с тлеющим долгие годы конфликтом между центральными македонскими властями и албанскими сепаратистами, выступающими за автономизацию северных, прилегающих к Косово территорий Македонии.

Кому и зачем нужно обострять этнические противоречия в стране? Проблема в том, что вторым по численности в Македонии народом являются албанцы. К 2008 году, в соседнем Косово, косовские албанцы провозгласили свою собственную республику, параллельно занимаясь выдавливанием сербов на север. В северной части Македонии, в районах, прилегающих к Косово и Албании, также всегда были активны сепаратистские албанские организации. И если Запад хочет воздействовать на политическую ситуацию в Македонии, то для этого необходимо спровоцировать и поддержать албанский сепаратизм. Такие действия могут привести к локальному конфликту, а также к нарушению территориальной целостности республики. Но самое главное –события такого рода ударят по экономике и инвестиционной политике внешних игроков, заинтересованных в развитии республики, а также приведут к срыву строительства т.н. «Турецкого потока» и развития иных инфраструктурных проектов.

Кроме того, необходимо упомянуть, что после майскихинцидентов с албанскими боевиками, в Скопье, в течение всего лета, шли многочисленные антиправительственные митинги, организация которых во многом напоминала сценарий очередной «оранжевой революции». Акции протеста начались еще 5 мая 2015 года, когда произошли столкновения между оппозиционерами и полицией. Первые требования были весьма простыми – критика жестких действий полиции в ходе беспорядков в 2011 году. Затем был организован «информационный вброс» с ориентацией на дискредитацию действующей власти. Аудиозаписи, обнародованные оппозицией и рядом западных СМИ,доказывали якобы факты незаконной слежки, которая была установлена по прямому распоряжению Премьера Груевского против 20 тысяч оппозиционных деятелей, судей, журналистов и прочих лиц. Появились требования отправить правительство в отставку. Несколько министров действительно покинули кабинет (в частности, министр внутренних дел), но Премьер-министр Груевский отказался покидать свой пост.Протесты, однако, продолжались. Кроме того, Посол США в Македонии Джессом Бейли поспешил выразить свою обеспокоенность и поддержку «мирных демонстрантов», что сразу же привело к определенным размышлениям на тему, кому было бы выгодно дестабилизировать существовавший десятилетиями легитимный политический режим.

Очевидно, что у Запада были серьезные мотивы оказать давление на Скопье. Во-первых, строительство «Турецкого потока» в интересах, прежде всего, России и Турции, что очевидно противоречит планам США по поставкам своих углеводородов в Европу без какого бы то ни было российского участия. Во-вторых, отказ присоединяться к антироссийским санкциям. Македония, также как и Сербия, показывает самостоятельность своей внешней политики. Страны, основной статьей экспорта которых являются продукты аграрного сектора, не желают нести прямые убытки и жертвовать своими отношениями с братской Россией в угоду интересам третьих сил. В третьих, стремление ЕС ускорить процесс евроинтеграции в Македонии, поставив у власти своего ставленника, например, оппозиционного кандидата Заева, также не лишено основания. Руководству Македонии пытаются показать, что альтернативы европейскому пути ориентации на ЕС нет и не будет.

Что мы можем наблюдать сегодня? Нового переворота не произошло, «Турецкий поток» с октября 2016 года вновь реанимирован, а российское присутствие на Балканах только усиливается. Москва видит в Скопье надежного партнера и друга, а реализация взаимовыгодных энергетических и инфраструктурных проектов только укрепит наши двусторонние связи. Более того, экономическое благополучие и политическая стабильность региона приведут к его развитию и процветанию, что самым благоприятным образом отразиться на уровне жизни простых людей.

Автор — Денис Круглов

http://macedoniatoday.ru/wp-content/uploads/2016/11/15_ODQ2NTE5MQ.jpghttp://macedoniatoday.ru/wp-content/uploads/2016/11/15_ODQ2NTE5MQ-150x150.jpgЗоран МерзликинВнутренняя политикаНа протяжении многих веков Балканы представляли интерес для наиболее влиятельных игроков мировой политики. В контексте происходящих сегодня глобальных процессов (евроинтеграции, миграционного кризиса, геополитического противостояния между Россией и Западом), регион вновь выходит на повестку дня крупных дискуссионных клубов, ему посвящаются аналитические статьи и доклады. В целом, если мы проведем поверхностный...Новости Македонии