Автор: Архитект Мария Шуклина

Наше путешествие в Македонию пролегало через соседнюю Болгарию. Основным средством передвижения были рейсовые автобусы, достаточно комфортные и безопасные. Из Софии дорога шла вверх по гористому рельефу, и как только мы пересекли границу Болгарии начался крутой спуск, открывающий удивительные горные пейзажи: каменные деревенские домики, пасеки, горные речки. Дорога имени Матери Терезы пересекала уютный город Крива-Паланка, расположившийся в долине реки Крива. Этот город похож на курортный: единая по стилистике застройка с красными черепичными крышами поднимается вверх в гору, река протекает в естественных берегах, а неподалеку находится Осоговский православный монастырь. Жаль, что у нас не было достаточно много времени на отдых и было так мало информации о Македонии.

Добравшись до Скопье мы сразу обзавелись билетами для предстоящей поездки в Охрид, благо, что рейсы ходят туда очень часто и проблем с местами нет. Выйдя с автовокзала, мы долго не могли сориентироваться по карте, куда нам стоит идти: на схеме указан вокзал, на деле вокзала не видно. На самом деле вокзал Скопье представляет собой удобный транспортно-информационный узел: на наземном уровне располагается автовокзал со стоянкой, почта, камеры хранения, а железнодорожное полотно и сами платформы подняты на верхний уровень, поэтому железная дорога не разрезает пространство города.

Эта чудесная модернистская идея как часть мастерплана принадлежит Кендзо Танге и его команде. Архитектор участвовал в международном конкурсе на реконструкцию центра Скопье, почти полностью разрушенного ужасным землетрясением в 1963 году, унесшим жизнь примерно 2000 человек и оставившим более 200 000 горожан без крова над головой. ООН, под эгидой которых проходил конкурс, пригласили в команду Танге хорватских архитекторов, занявших второе место. Также к работе подключился греческий градостроитель Константинос Доксиадис и были приглашены архитекторы, занимавшиеся реконструкцией Варшавы.

Такая разномастная команда, состоящая в том числе из архитекторов и инженеров с довольно консервативными взглядами, не могла не повлиять на изменения в проекте и его реализацию. Тем не менее главные идеи объемно-пространственных решений частично реализовались: объемно-пространственное решение вокзала, олицетворяющего по задумке ворота города, подразумевает разделение городского движения на разные уровни, а застройка центра подчиняется мощным композиционным и транспортным осям. Реализации концепции в то время поспособствовал социалистический строй – городская власть управляла землей и могла воплотить в жизнь глобальные задачи мастерплана. Визуально считать эту масштабную градостроительную концепцию целиком можно! От автовокзала каждый час отходит рейсовый двухэтажный автобус на промежуточную площадку горы Водно, с которой на подъемнике можно добраться до вершины, где установлен крест Миллениум в честь 2000-летия христианства.

С высоты Водно открывается вид на весь город и окрестности. От центральной площади Македония лучами отходят улицы, одна из которых пешеходная, постоянно заполненная людьми, приводит к музею города Скопье. Часы на этом здании, некогда служившем центральным вокзалом, остановились на том времени, когда началось землетрясение. Само здание сохранило следы разрушения, которые сегодня являются символом и напоминанием о той катастрофе.

Однако не только это место хранит память событий города – Скопская крепость, переходившая из рук в руки различных правителей в течении сотен лет истории македонской земли, еще одно место, куда обязательно стоит подняться. С крепостных стен видно центр города, активно преобразуемый и по сей день правительством страны: страшно представить какие средства были затрачены вследствие современной градостроительной политики, которая заключается в маниакальном желании визуализировать с помощью посредственной архитектуры и скульптур сомнительного качества достижения и заслуги всех исторических личностей, имевших хоть малейшее отношение к истории Македонии.

В целом комплекс всех новоделов в центре города входит в проект “Скопье 2014”, который несет собой проправительственный подтекст и желание привлечь туристов, посредством жуткого китча. Отношение македонцев к этому проекту в прямом смысле выливается в виде протеста красками на стены правительственных зданий. Красота и достояние Македонии теряются в этом хаосе и нагромождении – каменный мост 6 века заметен не сразу, а баня-хамам Даут-паши, в которой находится национальная галерея, затерлась и спряталась за гротескными статуями и фонтанами площади Филиппа II. И все же, если отбросить отношение к современным постройкам Скопье, городская структура, заложенная в мастерплане Танге, легко считывается – именно этой ясности и добивался знаменитый архитектор.

За ансамблем центральной части города простирается старый город с его средневековыми живыми улочками. Здесь сохранилось наследие Османской империи, множество мечетей, торговых лавок, караван-сараи. Мусульманская вера и культура установила в этой части Скопье свое положение с помощью минаретов-доминант – как свечки они сверкают на солнце, обозначая городские районы, общины. Здесь действительно можно ощутить себя в древнем торговом городе.

Однако, на мой взгляд, Скопье – крайне интересный город с точки зрения наследия не только времен Средневековья, но и модернизма. Здания этого периода ловят взгляд, служат городскими ориентирами. Они застыли как артефакты того времени, когда люди мечтали о развитом будущем, о новых технологиях, а не пытались посредством языка архитектуры так явно утвердить свою власть. Центральное здание почты, городской торговый центр, комплекс зданий университета Кирилла и Мефодия, здание Национального банка, многоквартирные дома – это лишь некоторая часть достопримечательностей модернистской истории города, которая как раз может стать драйвером туристической привлекательности Скопье.

img_9232 img_9238 img_9257 img_9262 img_9480 img_9492img_9177img_9202img_9225img_9131img_9167img_9497

http://macedoniatoday.ru/wp-content/uploads/2016/11/Clipboard01-2-1024x940.jpghttp://macedoniatoday.ru/wp-content/uploads/2016/11/Clipboard01-2-150x150.jpgЗоран МерзликинВпечатления туристовАвтор: Архитект Мария Шуклина Наше путешествие в Македонию пролегало через соседнюю Болгарию. Основным средством передвижения были рейсовые автобусы, достаточно комфортные и безопасные. Из Софии дорога шла вверх по гористому рельефу, и как только мы пересекли границу Болгарии начался крутой спуск, открывающий удивительные горные пейзажи: каменные деревенские домики, пасеки, горные речки....Новости Македонии