Можно ли назвать культуру Древней Грецией первой попыткой глобализации? Почему греки, будучи первооткрывателями многих изобретений, не провели промышленную революцию? Почему Греция не была империей?

Об этом в программе рассказал Сергей Карпюк, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института истории РАН, профессор РГГУ.

Истоки европейской культуры

Анатолий Кузичев: Как Вы считаете, эллинская цивилизация – это можно назвать первым на планете опытом условной глобализации?

Сергей Карпюк: Не знаю, может быть и можно, но нужно сразу учитывать, что эта глобализация не государственническая, а, скорее, такая культурная.

А.К.: Да, тут вы правы. Ну, конечно, может, тут другой термин стоит употребить. По крайней мере, это первое известное общее основание. Общий знаменатель. Для большого количества очень-очень разных народов и культур и структур, так можно сказать?

С.К.: Можно сказать, но применительно, скорее, к европейской культуре, к народам, связанным с европейской цивилизацией. Потому, что тот же Китай, безусловно, был отдельно. Индия отдельно, а для европейской культуры, да, эллинская цивилизация – это исток.

Слово “эллинизм” имеет несколько значений. Это и эллинское наследие, которым мы пользуемся, и вполне конкретная историческая эпоха, эпоха эллинизма конца IV – конца I веков до нашей эры после походов Александра Македонского, когда греческая культура охватила восточные страны, поскольку Александр дошел до Индии, греческие города стали появляться в разных частях вот этого эллинистического мира.

Римляне, которые завоевали Грецию, они, конечно, воспринимали греческую культуру и использовали достижения греческой цивилизации, и греческий язык был первым общеупотребительным языком в Средиземноморье, в Восточном Средиземноморье точно – некоторым аналогом современного английского. Его знала образованная элита – не греки по происхождению, но тут одно большое отличие. Древняя Греция – это пример развития неимперского, скажем так, антиимперского даже. Потому что никогда не было такого государства под названием Греция, Древняя Греция.

А.К.: Вы Александра Македонского упомянули, а это что было?

С.К.: Александр Македонский он все же македонец. А Македония – это не совсем Греция. Македония объединила Грецию, греки объединялись только извне, под воздействием завоевателей, македонцев, римлян.

А.К.: Снаружи конструируемая империя?

С.К.: Да, и когда у древнего грека – вплоть до довольно позднего времени – спрашивали, кто ты, ему бы не пришло в голову ответить: “Я эллин, я грек”. Он бы сказал: “Я спартанец”, “я фиванец”, “я афинец”, поэтому тут немножко другое. Это такая культурно-религиозная общность, и экономическая тоже, потому что греческие монеты и греческая керамика распространилась, скажем так, от Ростова-на-Дону до Испании, и греческие монеты, афинские тетрадрахмы периода расцвета Афин, пятого века до нашей эры, мы находим где угодно – и на ближнем Востоке, и в Италии, и в Африке. Значит, это говорит об экономической мощи. Но это вот какой-то период, результат.

Греки считали восточных подданных рабами

А.К.: Помню жизнеописание Сципиона, победителя Карфагена, у него же был учитель грек, его звали Полибий. Сципион – воин блестящий, и человек во всех смыслах выдающийся, он презрительно говорил о греках, как о воинах. Но с каким же благоговением и с каким же восторгом он слушал из уст своего учителя все по поводу культуры, поэзии, философии, размышления о мире и мировоззрении, о нашем пути и так далее.

В чем же привлекательность этой культуры? Просто в том, что это была хоть какая-то, но стройная система, эстетическая и этическая – или еще в чем-то?

С.К.: Безусловно, это была и стройная система, и другой такой на то время просто не было. Потому что греки учились у египтян, они это признавали, но вообще до греко-персидских войн Греция, находясь на периферии восточного мира, многое брала, многое воспринимала из восточной мудрости. А потом победив Персидскую Империю, и уже после этого восточные народы стали для греков варварами, то есть чем-то более низшим. Греки стали активнее развивать свое, стали преисполнены гордости за свои достижения <…>.

У греков и у римлян была очень схожая система, потому что в основе их политической, социальной и экономической жизни лежала гражданская община, полис, civitas по-латыни, и этим они резко отличались от Востока. Потому что они были гражданами и правили свои небольшим государством. А с их точки зрения, подданные восточных монархий – это все рабы, рабы царя.

Источник: tsargrad.tv

СветланаИнтервьюАлександр Македонский,Греция,Македония,Сергей КарпюкМожно ли назвать культуру Древней Грецией первой попыткой глобализации? Почему греки, будучи первооткрывателями многих изобретений, не провели промышленную революцию? Почему Греция не была империей? Об этом в программе рассказал Сергей Карпюк, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института истории РАН, профессор РГГУ. Истоки европейской культуры Анатолий Кузичев: Как Вы считаете, эллинская цивилизация...Новости Македонии